Nova Park | Институт комплексного проектирования
Статус проекта
Строительство
Общая площадь
178 000 м2
Типология
Комплексное развитие территории
Разработан
тест
Год
2017-2023
Местоположение
Мкр-н Широкая речка, г. Екатеринбург
Соавторы
тест
Nova Park
Градостроительная концепция NOVA PARK – пример комплексного освоения сложной незастроенной территории. А еще это пример бережной адаптации первоначального мастер-плана к ситуации на рынке, когда ключевые тезисы концепции остаются неизменными, но сам проект становится гораздо более детализированным и реалистичным.
Ссылка на выбранное изображение скопирована
Ситуация
1. Застройка Nova PARK находится в южной части Екатеринбурга, которая формировалась стихийно в 1990-2000-е гг. В то время строили быстро и дешево, а о транспортной доступности и тем более улично-дорожной сети и инфраструктуре думали очень мало. Необходимо было сформировать новую улично-дорожную сеть, а также отграничить жилые дома от транспортных магистралей и промзоны.
2. Мастер-план развития территории выполнило архитектурное бюро «Оса», по которому была построена первая очередь жилого комплекса. Ключевые тезисы, заложенные в нем, полностью отвечают современным требованиям к комплексному проектированию. Однако по итогам строительства первой очереди назрела необходимость в адаптации мастер-плана к действительности, меняющимся градостроительным нормам и рыночной ситуации.
Решение
1. Изначально разработанный мастер-план подразумевает четко структурированную квартальную застройку с делением на пояса:
- Внешний пояс – нежилая застройка как буфер между крупной магистралью и жилой застройкой.
Микрорайон обрамлен двумя крупными магистралями: одна из них (ул. Хрустальногорская) соединит Nova Park с Академическим микрорайоном, другая (ул. Суходольская) – с центром города. Вдоль этих шумных и некомфортных для жизни магистралей и запланирован многофункциональный кластер с локальным торговым центром, офисами и пр.
- Средний пояс – жилые кварталы.
Здесь, на более тихих улицах, сконцентрирована повседневная жизнь тех, кто приобретает жилье в Nova Park. Первые этажи домов частично запланированы под коммерческое использование, чтобы насытить уличную среду.
- Внутренний пояс – объекты социальной инфраструктуры.
Они отделены от жилых кварталов пешеходной улицей.
2. Чтобы жителям не нужно было часто выходить на шумные магистральные улицы (Суходольскую и Хрустальногорскую), внутри района заложено два центра районной жизни – улицы Кичигина и Речкалова. Там предусмотрена инфраструктура для велосипедистов и пешеходов, а также много коммерческой инфраструктуры. Более тихие и укромные места предполагаются в межквартальных переулках и на пешеходной улице. Вместе улицы формируют единый каркас, что делает городскую среду проницаемой для пешеходов.
3. Изначальный проект «Осы» был адаптирован:
- Периметр кварталов образуют здания базовой этажности в 8–10 этажей, а высотные строения рассредоточены по территории и не образуют высотных кластеров. Этот подход позволяет создавать уютные улицы с невысоким фасадным фронтом и камерные уютные дворы.
- Между жилыми зданиями были заложены слишком большие расстояния. Чтобы избежать заборов по периметру квартала, потребовалась более плотная застройка. Расстояние между жилыми зданиями уменьшились до оптимальных 12 м.
- Закрытые дворы формируются периметральной квартальной застройкой. Частное пространство (дворы) четко отделено от общественного (улицы).
- В первоначальном проекте было слишком много высотных зданий, что не позволяло сформировать сомасштабную человеку среду. Начиная со второй очереди, дома базовой этажности (до 10 этажей) в периметре кварталов составляет до 80%. Таким образом, мы вернулись к целостной структуре, выровняв высоту зданий по периметру. Причем выравнивали в меньшую сторону, поэтому квадратные метры компенсировались за счет более эффективного использования площади башен.
- Количество жилой площади увеличилось. Но городская среда не стала от этого хуже, поскольку новые площади появились не за счет дополнительных этажей, а благодаря более плотному размещению застройки базовой этажности.
- Во всех кварталах (кроме первого) запланированы подземные паркинги вместо четырех наземных многоуровневых. Наземные паркинги забирают полезное пространство и при этом создают высокую концентрацию машин. Подземные парковки лучше с точки зрения качества городской среды, хотя редко встречаются в районе Широкой речки, где находится Nova Park.
- Мастер-план дополняется по мере застройки территории. И он будет детализироваться на протяжении всего периода реализации, хотя базовые идеи концепции остаются неизменными.
Особенности
- На момент проектирования жилой комплекс Nova Park относился к самой низкой ценовой категории жилья в Екатеринбурге. Это продиктовано и его расположением на окраине. Однако это никак не сказалось на качестве инфраструктуры, заложенной нами в проект. Например, преимущественно подземные парковки, высокий процент коммерческой недвижимости в каждом квартале, большой средний размер квартиры – все это характерно для жилья более высокого класса.
Всего:
9
Ссылка на выбранное изображение скопирована